Я тут недавно прочитала одно мнение, в том числе и на эту тему
http://snob.ru/profile/27665/blog/72442Частично процитирую:
Цитата:
За что я не люблю свой пол. Ловушки чужих мнений.
...
Как только я начинаю понимать слова человеческой речи – меня стараются учить, какой надо быть, чтобы люди любили, хвалили, не ругали и не прогоняли от себя, чтобы успешно сложилась семейная и общественная жизнь, и было мне в ней счастье. Сперва - учат домашние, потом – учителя в школе, герои нравоучительных фильмов, авторы книг о том, как добиваться успеха в тех или иных сферах жизни и т. д.
И какое-то время я всех их слушаю – ведь я хочу, чтобы меня любили и хвалили и не хочу, чтоб ругали и прогоняли. И честно стараюсь быть «такой, каких любят», то есть применительно к полу – «Хорошей Девочкой». Только вот засада – снаружи вроде бы и хвалят, а внутри – тоска… и никакого обещанного счастья не наступает. Напротив того – копится усталость и протест…
...
Ловушка № 1. Ты ж девочка!
С раннего детства мне знакомо и вызывает бурю неприятных чувств выражение – «ТЫЖДЕВОЧКА». За ним всегда следовало какое-нибудь осуждение, ограничение, объяснение почему мне нельзя делать то, что хочется или надо делать то, чего не хочется.
«Не бегай!», «не кричи!», «сиди смирно!», «по деревьям не лазай», «что ты вымазалась?!», «не дерись!», «с мальчишками в эти игры не играй!», «руками не маши!», «приведи себя в порядок!», «помогай маме!», «не груби старшим!», «будь скромной!»… Список можно продолжать и продолжать. И в конце каждого выражения – это самое «тыждевочка».
А теперь, внимание, вопрос – чего хотят на самом деле старшие, когда говорят девочке это самое «тыждевочка»? Научить, что значит - быть девочкой? Не-е-т, только не это.
Объяснить правила поведения, с которыми девочке в дальнейшем легче будет устраивать свою жизнь в обществе? Да, бывает, но достаточно редко. Чаще же старшим дела нет до того, каково будет житься когда-то в будущем этой девочке – их не устраивает то, как им самим сейчас с ней живется! И именно это, происходящее в данный момент неприятное для старших поведение, хочется как-то прекратить. А тут – такой удобный аргумент… Ты ж девочка!
... этот аргумент работает так хорошо с девочками потому, что девочки в силу своей поло*вой принадлежности гораздо более заинтересованы в отношениях – хорошие отношения для них – это большая ценность, чем для мальчиков, и чувствительность в этой области в целом выше.
А еще – к сожалению, как раз представлений о том, что значит – быть девочкой, кроме телесных отличий и правил, что девочки носят юбочки и бантики, и из девочек вырастают женщины\тетеньки – обычно в раннем детстве никто не рассказывает. Дальше – просто запреты. Без объяснений. Потому что для того, чтобы объяснять – нужно самой подумать! И признаться себе – да, сейчас мне просто неудобно поведение моего ребенка и я не знаю, как его быстрее прекратить. А в другом случае – да, поведение ребенка мне неудобно, но я так же вижу, что это поведение, если войдет в привычку, может испортить девочке жизнь. И это еще нужно придумать – как объяснить малышке, чтоб она поняла. А тут так просто – «тыждевочка», и порядок!
Многие выросшие девочки так и остаются в этой ловушке «правил, удобных старшим». Тихие, скромные, аккуратные, не позволяющие себе размашистых движений и ярких проявлений. Не потому, что их внутренняя природа такая (есть же и такие женщины – от природы расслабленные и пассивные по жизни), а потому, что выработали в себе привычку все сильные проявления сдерживать, а еще лучше – не чувствовать… Этакие «Спящие Царевны», скучающие о другой жизни, но не способные ее достичь...
Правила и установки для «тыждевочки» можно и полезно пересматривать. Особенно – если есть ощущение\подозрение, что они влияют на свою взрослую жизнь и самоощущение. Их, правда, не очень просто вспомнить, но если озадачиться темой, то потихоньку воспоминания приходят, часто прямо в виде звучащих в памяти фраз речи кого-то из близких. Если эти фразы не отягощены дополнительными переживаниями (тогда это уже тема для психотерапии), то можно пересмотреть их на предмет разумности. Например, запрет для девочки «не бегай!» с точки зрения разумности очень странный. А вот запрет «не дерись» имеет кое-какие основания, хотя и не такие однозначные, как понимается в детстве.
...
Ловушка№ 3. «Женственность» - глазами общества.
...Есть женственность, женскость, как часть женской природы – нечто естественное, внутреннее, трудно отделимое, часть ощущения себя, причем очень живая, родная и приятная часть. Ее нельзя изменить, нельзя убрать, можно только раскрыть в себе и свободно проявлять, либо всячески прятать и закрывать, запретить себе чувствовать.
А есть «Женственность» (специально ставлю кавычки) – как набор представлений о том, как должна выглядеть, и особенно как должна себя вести «правильная», «привлекательная» женщина. Часть требований к этому образу «Женственности» вполне разумна и естественна, но есть многое, что не называется прямо, и сталкиваясь с чем, хочется сразу либо «поставить на себе крест», как на женщине, либо сменить пол…
... «Привлекательность» девушки или молодой женщины у нас почему-то непременно включает демонстрацию перед парнем\мужчиной слабости и готовности терпеть унижение и нас*илие (не безгранично, но в какой-то мере), подчиняться физической силе. Для меня в старшей школе это было ужасом и чем-то отвратительным, как наши девочки в классе «кокетничали» с мальчиками – позволяли себе руки выворачивать, за волосы больно дергать, вещи отнимать, хватать всяко, держать и не пускать куда-нибудь… Реально больно и неприятно было девченкам, они кричали, иногда плакали, но никогда не пытались как-то дать отпор и сопротивляться во всю свою силу. И за этими девочками все мальчики класса бегали, эти девочки были окружены мужским вниманием, считались «привлекательными», популярными, им завидовали, с ними хотели дружить менее популярные девочки…
А я, и еще несколько девчонок, кому было противно такое поведение, были прозваны «дурами», «синими чулками», и с нами почти не общались ни мальчики класса, ни девочки. При этом среди нас были и очень внешне красивые, приветливые и доброжелательные в общении (я к последним тогда не относилась). Странное такое юношеское понятие «привлекательности», которое в дальнейшем дает основу для такого положения в отношениях, в котором женщине плохо, но она же его при этом всячески поддерживает. Потому что это входит в ее понятие «привлекательности», а привлекательной-то быть - важно…
Только став взрослой, вырастив детей, начала понимать, что же тогда меня так цепляло и ощущалось ужасно неправильным в этой ситуации. Что не было рядом с нами мудрого взрослого, который сказал бы: «Милые девушки! Вы не за тем гонитесь! Эта ваша «привлекательность» привлекает не те проявления мужчин, которые сделают вас счастливыми. Количество мужского внимания не всегда переходит в качество, а привычка быть с мужчинами в приниженном положении может в будущем сыграть с вами злую шутку…». И объяснил бы мне, что то, что я чувствую отвращение к такому поведению – это нормально, это не делает меня «не женственной». И даже то, что я даю жесткий и даже жестокий отпор за дергание за косу – это не грубость, не отсутствие женственности, а просто более высокий уровень запросов к отношениям…