Дата написания оригинала: Декабрь 2008 - февраль 2009
============================================
Исповедь хакера 17.01.2008 г.
Сегодня компьютеры объединены обширной сетью и берут на себя функции, как всемирного банка информации, так и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, - этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.
Основным полем деятельности мошенников являются Западная Европа и США. Там доверчивых граждан, жаждущих легких денег и имеющих собственные небольшие капиталы, обнаруживается намного больше, чем, скажем, на территории бывшего Союза или в Латинской Америке. Но все же некоторые наши соотечественники попадаются на удочку и идут на поводу у виртуальных мошенников. Как происходят наиболее распространенные махинации при помощи компьютера, наш корреспондент попросил рассказать сотрудника «трудового хакерского содружества» Николая В. (аппонент решил остаться неизвестным и имя его изменено).
- Николай, скажите, пожалуйста, какие наиболее распространенные способы мошенничества совершаются при помощи компьютера?
- Самыми простыми и наиболее популярными методами обмана считаются электронные письма, виртуальная реклама товара, предложения о трудоустройстве, денежные переводы и, конечно, получение Интернет-сообщений, то есть SMS, - говорит Николай. - К примеру, некий Григорий пишет Анастасии письмо. Открыв свой электронный ящик, Анастасия обнаруживает в нем сообщение, но оно адресовано не ей, да и еще с неведомым ей исходящим адресом. Обычно у таких сообщений огромные печатные буквы, и находятся они в заголовке со словами привлекающими - ХОЧУ, ЖДУ, НАДЕЮСЬ, СРОЧНО, ВАЖНО, ОЧЕНЬ и другое. Многие люди клюют, как им кажется, на привлекательную услугу. Обычно за такими письмами следует непременное предложение о той или иной услуге, которая связана с быстрым и надежным приобретением товара, круизе вокруг света или быстром способе обогащения, но для этого нужно в обязательном порядке выслать некоторую денежную сумму (адрес и расчетный счет, куда отправлять денежные переводы, указываются).
Поймать таких мошенников практически невозможно, так как чаще всего за аферистическими «миражами» стоят умники и умницы информационных технологий. Есть еще один способ обмана. С ним чаще всего сталкиваются люди, имеющие капитал и ленивый характер. Этот способ аферы был обнаружен в сентябре 2002 года в Нью-Йорке. По этому поводу состоялась специальная «Международная конференция по афере 419». На ней выступил, в частности, специально прилетевший в США президент Нигерии Олусегун Обасанью. Он заявил, что Центральным банком его страны будут предприняты серьезные санкции против нигерийских банков, обслуживающих счета мошенников. Как показало расследование, мошенники - выходцы из стран СНГ, действуют в отличие от нигерийских хакеров очень осторожно, продуманно и целенаправленно.
- А что эта за афера века, которая наделала такой большой шум?
- Все началось с простого письма, пришедшего по электронной почте от человека, представляющегося чиновником министерства горной промышленности Южной Африки Мабусо Нельсоном. Мнимый чиновник предложил женщине (ее имя не буду называть) комиссионные в размере 4,5 миллионов долларов за помощь в переводе 18 миллионов долларов на счет в США из банка в Южной Африке. По его словам, нужно было оплатить предварительные расходы, которые должны были пойти на взятки и прочие «организационные затраты». Женщина согласилась оплатить эти расходы, для чего похитила деньги со счета своей фирмы, собиралась покрыть затраты за счет будущей сделки. Но ее мечты не осуществились, так как суммы расходов, указываемые «чиновником министерства», постоянно росли, а счета фирмы постоянно опустошались, и в итоге предприятие оказалось банкротом.
Хищения были обнаружены, когда адвокатская контора получила уведомление, что ее чек на сумму 36 тысяч долларов не может быть принятым к оплате из-за отсутствия средств на счете фирмы. В конечном итоге было зафиксировано всего 13 незаконных банковских переводов.
В то же время, когда излишне «старательная сотрудница адвокатской фирмы» обчищала организацию, американка Шала Гасеми и ее муж потеряли более 400 тысяч долларов, также попавшись на уловку интернет-мошенников. Супруги ничего не заподозрили, когда им предложили перечислить юристу сумму в 7,5 тысячи долларов, якобы для оформления сделки. Более того, они перечислили 400 тысяч USD, чтобы получить свои проценты с суммы 27 миллионов долларов. Наивные супруги, может быть, и не купились бы на эту «утку». Но мошенники пообещали им вернуть деньги в короткий срок, и что поступление денег будет из Нигерии. К своему сожалению, семейная пара не знала нигерийских законов и вернуть свои капиталы у нее не получилось.
- Какая категория населения является объектом повышенного внимания у мошенников?
- Практически все те, кто имеет доступ к Интернету и мобильной связи, то есть доступ к информационно-коммуникационным услугам. Главный показатель - финансовое состояние клиента. Обычно объектами внимания мошенников становятся люди, которые клюют на выгодные капиталовложения или же устройство на высокооплачиваемую работу. Здесь применяется метод использования психологических приемов (к ним в основном относятся выигрыш или заполнение анкеты на получение высокооплачиваемой работы), а вот время называется всегда ограниченное. Такие способы повышают мотивацию потенциальных жертв.
- Существуют ли еще особые схемы мошенничества?
- Их около тысячи и все перечислить практически невозможно. Наиболее применяемыми схемами махинаций считаются Интернет-аукционы. Как правило, это сообщение о продаже несуществующего лота (по весьма привлекательной цене). Жертва оплачивает покупку посредством персонального банковского чека или чека почтового ведомства (только наличными или путем перечисления - такие операции проходят среди населения Узбекистана). Затем имеется способ надувательства, связанный с электронной торговлей, а именно: неполучение товара, неполное получение товара или получение в ненадлежащем виде. Далее идут способы неполной или искаженной поставки компьютерного программного обеспечения, мошенничество с доступом в Интернет. Обычно это могут быть Интернет-карты, которые так популярны среди населения, имеющего компьютеры дома. При покупке карточку лучше проверить, чтобы не приобрести, как говорится, левую. Существуют и другие махинации - расходы на кредитные карточки за предметы, которые никогда не покупались, авансовые займы, «липовые» предложения сделок с помощью кредитной карточки и деловые предложения с явно завышенной оценкой ожидаемой прибыли. Вот четыре группы обмана, пожалуй, чаще всего используемые из вышеперечисленных мною способов.
Первый вариант. Некие бизнесмены сообщают вам о том, что считают вашу фирму весьма перспективной и желают инвестировать в нее значительную сумму - порядка 300-500 тысяч долларов. Но для того чтобы начать инвестирование и зачислить предприятие на специальный трастовый счет, от предпринимателя требуется сущий пустячок. Предприниматель должен перечислить несколько тысяч долларов на погашение «операционных расходов».
Второй вариант. Он примерно похож на первый, но только от клиента никаких денег не требуется, а инвестиции предлагается перевести прямиком на ваши счета. Для этого необходимо лишь сообщить полные банковские реквизиты предприятия с образцами подписей и оттиском печати.
Третий вариант. Незнакомые добродетели приглашают встретиться на их территории для обсуждения чрезвычайно выгодного для делового абонента предложения. Все расходы, а это расходы на проезд, связь и проживание, приглашающая сторона берет на себя. А для того, чтобы быть готовым к возможному варианту сделки, приглашенная сторона должна взять с собой оригинал печати, бланки с подписями (директора и бухгалтера) или иные документы.
Вариант четвертый. Таких клиентов обзывают «Буратино». Им присылается электронное уведомление от некой фирмы, в котором содержится радостная весть. Человек выиграл по проводимой ею интернет-лотерее... автомобиль (сам же адресат не о какой лотерее даже и не слышал). Поскольку фирма торговая, то для получения выигрыша счастливчик должен соблюсти все необходимые правила для получения приза. Обычно к таким правилам относится условие, которое гласит, что клиент обязан купить, к примеру, стиральную машину, но только у этой фирмы (обычно такая организация нигде не зафиксирована, и проверить степень ее надежности невозможно). «Везунчику» предлагается ради его же удобства перевести денежную сумму за стиральную машину на расчетный счет фирмы. Для пущей убедительности в таком письме может присутствовать фотография «выигранного» автомобиля или другие всевозможные «атрибуты подлинности», что-то вроде лицензии, свидетельства о регистрации фирмы и прочие документы.
- У меня последний вопрос: почему вроде бы неглупые люди легко идут на поводу у виртуальных мошенников?
- Вы не первая, кто задает мне такой вопрос. Западные общества по правам потребителей задались этим вопросом еще несколько лет назад и тогда же провели соответствующие социологические исследования. Они показали, что большинство начинающих (и не только начинающих) пользователей виртуальной сети абсолютно уверены в том, что мир информационных технологий принципиально отличается от реального мира и что существуют какие-то особые законы, которыми управляется Интернет-пространство. Именно это заблуждение, как ничто другое, способствует успеху сетевых мошенников. Само собой, Интернет-аферистам помогают обычные человеческие пороки, прежде всего жадность, любовь к халявной наживе, а также легковерие. Словом, до тех пор, пока многие люди находятся в плену своих мифологических представлений об Интернете, виртуальным мошенникам голодать не придется. И даже если у самых доверчивых граждан иллюзии будут разрушены, то безработица мошенникам не грозит, так как жадность никуда не денется...
http://www.mmulk.uz/